Отречение Садашивы - «Тантрическая» действительность в СНГ

Среда, 23.10.2019, 10:54

Меню сайта

Вход на сайт


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


«Тантрическая» действительность в СНГ

 

В письмах ко мне самые разные лица просят дать оценку нынешнего состояния т.н. "российской тантрической действительности после распада Тантра Сангхи". Поэтому я счёл необходимым написать об этом также в открытом форуме.

Подумайте, а есть ли она здесь, эта "тантрическая действительность"? И если и есть, то какая она? В лучшем случае, есть пара-другая человек, которые бывали в Индии, получили реальные посвящения, прошли обучение и в состоянии самостоятельно читать Тантры, понимать и применять написанное... Но они-то, как раз, никого ничему не учат. Один из первых реальных русских тантриков - А.Ольшевский (питерский Арджуна, получил посвящение в бенгальский шакта-тантризм и основатеьно изучивший санскрит ещё до меня) – сразу выразил своё скептическое отношение к нашей затее с ТС, сказав: "Настоящая тантрическая практика возможна только в Индии". Мне не советовали проповедовать и вовлекать в практику новичков также другие реальные адепты (в т.ч. в самой Индии), предупреждая о возможных последствиях. Эксперимент с ТС показал, насколько опасно и неоправданно делать тантрические знания и практики (да и вообще любые эзотерические) достоянием всех желающих. А кто в наших условиях больше всего желает получить к ним доступ? Почему-то, как назло, как раз те, кто, по критериям самих Тантр, являются "непригодными" ("анадхикари") для посвящения и практики. Это повторяется из года в год. Ничего не меняется. Тянутся к этому разные мальчики сатанисты, помешанные на "сверхсилах" и магизме, сексуально озабоченные, ведьмы и ведьмаки, неоязычники, "йогнутые" (здоровые на голову любители йоги к тантре более равнодушны), "шизотерики", перебежчики из кришнаитов и прочие "преданные" неоиндуистские сектанты. Публика разношёрстная, в культурном, нравственном и духовном отношении довольно примитивная, но почему-то претендующая на некую элитарность.
Чего они ищут? Бога? Истину? Освобождения? Едва ли. Всё обычно сводится к оправданию своих желаний "практиковать" не пойми что (эдакую смесь "чернухи с порнухой", замешанную на фантастических представлениях о "тантрической традиции", с которой они никогда не сталкивались вживую и имеют мало шансов когда-либо соприкоснуться), да ещё учить этому других. Наверное, поэтому среди этих без году неделя "практиков тантры" так много "мастеров". Не успеет кто-то едва-едва
заинтересоваться "тантрой", не проходит и года, глядишь, а он уже аж "каула", "гуру", "мастер", "чакрешвара"! Нет, это даже не духовные поиски и уж тем более не мистицизм. Просто шизня и клиника - для одних, и жажда "абсолютной" власти - для других. Но лидерствовать в таких группах возможно лишь только над ещё более слабыми и невежественными, чем сам лидер. Отсюда и соответствующее "качество человеческого материала". На элитность и "кауличность" претендуют люди, которые весьма далеки от какой бы то ни было элиты в любой сфере человеческого опыта - социальной, культурной, духовной... Весь контингент русскоязычных "тантрических" групп - те, кого социологи и религиоведы обычно определяют как "духовно-культурный люмпен". Другие тантризмом почему-то не интересуются, либо не хотят иметь ничего общего с такими "тантриками", какие есть. Практически все группы на местах и их лидеры из года в год повторяют одну и ту же модель и схему - некое редуцированное воспроизведение в виде фарса того, что было в случае ТС. Ничего нового и никаких качественных изменений. Просто обыкновенное тупиковое болото на обочине духовных и интеллектуальных исканий некоторой части членов нашего общества, для кого-то ставшее любимым занятием или способом самоутверждения. Ненормально и небезобидно всё это. Калечатся умы, чувства, души, растрачиваются почём зря силы, здоровье, молодость. Ничего хорошего и по-настоящему духовно облагораживающего и развивающего в этом нет.

Вряд ли можно построить что-то устойчивое на таком "болотном" фундаменте. Да и кто "строители"? - смех один. Смех и грех.

Практически все группы местных "практиков тантры" не имеют даже номинальной (какая была в случае ТС) связи с индийскими учителями и традиционными школами. Это именно секты, причём изначально чисто местные, продукт творчества местных "энтузиастов". Удельный вес того, что в них взято из собственно тантры, составляет весьма ничтожный процент, остальное - перепевы тантрасангховской идеологии + собственные домыслы и изобретения "на тему". Это общее мнение учёных и индуистских духовных авторитетов.

Сатанинский характер, если можно так выразиться, был свойственен ТС не столько в вероучительном плане (вероучение ТС было всё-таки преимущественно индуистско-тантрическим), сколько заключался в онтологическом родстве местным неоязычникам и сатанистам, враждебным Христианству, и проявлялся в сотрудничестве с ними. У нынешних "тантриков" эта тенденция стала ещё больше преобладать, а в случае группы Бхайравананды и Калидасы стала практически открытой. Так ещё в середине 90-х в Минске нынешние бхайраванандовцы представляли собой весьма специфическую тусовку, в которой причудливо перемешивались и "обменивались опытом" эти "кашмирские шайвы", наркоманы, сатанисты, буддисты, анандамарговцы и прочие разномастные местные "шизотерики" и "восточники" (в основном, молодёжь). В этом "бульоне" и варилось зарождающееся "племя" Б-нды (тогда ещё "Махасаттвы Арьядева Пандитачарьи"). Своей убеждённости во "внутреннем тождестве тантры и сатанизма" он и тогда не скрывал, а вайшнавы, христиане и "прочие саттвические" для них были объектом презрения и насмешек уже тогда. (Как и для Калидасы - этот тоже имеет давние личные симпатии к сатанизму и связи с одесскими сатанистами - вплоть до совместных практик и мероприятий, которые он свернул лишь на время общения со "снова Садашивачарьей", пытаясь представить дело так, что "завязал" с этим, но на деле продолжал втихаря с ними якшаться.)
Сейчас Б-нда уже открыто пытается заигрывать с сатанистами, вовсю использует не только их идеи и ряд практик, но и саму стилистику, которая всё больше приближается к европейско-сатанистской и всё меньше напоминает индуистско-тантрическую. Это всем видно - достаточно просто зайти и глянуть на сайт, посмотреть о чём и как там пишут и
т.д. В терминах научного религиоведения секта Б-нды - это деструктивный синкретический культ, представляющий собой мешанину из сатанизма, неоязычества шаманистского типа и элементов псевдотантры и кашмирского шиваизма. Сейчас Б-нда понял, что на разыгрывании из себя тантрического гуру и йогина много народу не привлечёшь - видят же люди, что у него явная самодеятельность, а никакая не тантра. (Кроме разве что нескольких "тантриков", полагающих, что на "безрыбье и рак рыба" и даже из "бхайравайтства" при желании можно надёргать "хоть чего-нибудь по тантре".)
Теперь пытается немного позаигрывать с сатанистами. Думает, что удастся сделать себе авторитет в их среде и кого-то вовлечь в своё "племя"..

Касаемо же Бориса Бидичева, называющего себя "Калидасой" и его группы (сайт
jayakalima.narod.ru )... Группка "практикующих" ныне не насчитывает и дюжины человек, но амбиций у её неизменного лидера ничуть не поубавилось. "Калидаса" для них, по словам очевидца, по-прежнему "гуру, царь, бог, герой, великий маг, чародей и целитель не хуже Пантелеимона". Борису лет столько же, сколько и мне - младше меня всего на пару месяцев - и, если не изменяет память, лишь ненамного старше Б-нды. Взрослые оба мужики, а занимаются ерундой. Все оправдания и доводы "Калидасы" не выдерживают критики, поэтому и не выкладывает их открыто в форумах, а капает на мозги в индивидуальной переписке. И всё только ради "права гурить" в мелкой псевдотантрической секточке.

Группа т.н. "Шивананды" в Москве, кажется, не позиционирует себя как "тантрическая" (да и не была ею), довольствуясь "просто индуизмом". В Москве есть ещё группка "практикующих" у бывшей тантрасангховки Виджаи (Виктории Белоус) - "Семья Кали". Но, сами подумайте, что за группу может организовать психически больная женщина, к которой ещё в ТС её собратья относились кто с сочувствием, кто с насмешкой, но никто не воспринимал всерьёз.

В остальном смотрите и судите сами. Эти люди что-то "проповедуют", что-то пишут - как и о чём - тоже красноречивый показатель "тантрической действительности".

Вопрос: Ваша критика понятна и отчасти справедлива. А вы, Сергей Владимирович, как религиовед и человек с большим практическим опытом, какой духовный путь предложили бы той части российской молодежи, ощущающей духовную пустоту, бессмысленность окружающей суеты и деградацию традиционной духовной традиции? И в чем плох поиск в традициях восточного мистицизма?

Ищущим и духовно жаждущим молодым людям я бы предложил, прежде всего, постоянно повышать свой общеобразовательный уровень - учиться, проще говоря. Получать нормальное профессиональное и общее образование, изучать языки, основы религиоведения и т.д. вместо того, чтобы кидаться решать такую "важную" проблему, как "освящение черепа", будто столь уж "необходимого" для "духовной практики". Это во-первых. Хорошо образованного человека трудно вовлечь в маразматические сектантские практики (под "компетентным" руководством, к примеру, "Калидасы", который, по его же словам, :-) "санскрит знает хорошо, а деванагари - плохо", но зато берётся давать другим разъяснения по вопросам тантрических ритуалов, которых и сам-то не знает, да и не может знать, ибо ни у кого не учился и не учится). У него более развиты критическое мышление и здоровые аналитические способности. Такому трудно запудрить мозги глупостями и выдать за одну из форм восточного мистицизма дешёвую местную подделку под него.

Во-вторых, опираясь на собственный опыт, я бы рекомендовал с большими серьёзностью и уважением относиться к христианству и не пожалеть времени и сил на основательное знакомство с его богатым теоретическим и практическим наследием. Многое из того, что некоторая часть нашей молодёжи пытается искать на Востоке (чаще всего до собственно Востока так и не добираясь, ограничиваясь "восточничеством" чисто местного розлива), есть и в христианстве. В христианстве есть и нечто гораздо более ценное, но к сожалению, не всегда видимое со стороны. Мне лично очень многое дал опыт общения с индуистскими гуру и изучение индийских философии, религии и мистицизма. В каком-то смысле это также помогло по-иному взглянуть и на христианство. Вместе с тем я отдаю себе отчёт, что не все даже относящиеся ко мне с пониманием и уважением склонны последовать моему примеру. Каждый проходит собственный путь духовного поиска и свободен в своем выборе. Я искренне верю, что тот, кто по-настоящему ищет именно Бога и Истину, не может не прийти когда-нибудь ко Христу, ибо Он и есть "свет язычникам", Путь, Истина и Жизнь.

Я совсем не против того, чтобы кто-то, желая стать настоящим индуистом и тантриком, нашёл в Индии гуру и стал его учеником, следуя его указаниям. Если попытки "становления тантры в СНГ" будут такими, то я ничего не имею против. Но я однозначно против, когда тот же Борис Бидичев ("Калидаса") вместо исполнения своего (!) же обещания ехать в Индию и пройти посвящение и обучение, начинает тут самочинно "гурить" и нагло называет это "попытками становления тантры в СНГ". Когда говорю об этом прямо - это, что ли, по его словам, "иезуитская неразборчивость в средствах"?

Поиск в традициях восточного мистицизма сам по себе в теории, может, и неплох. Но что наши ребята получают в реальности, на практике? Сектантское болото, сплошные маразм и обскурантизм. Не ценя местные проявления духовности и религиозности, они устремляются на Восток, но почему-то до Индии, Непала и т.д. так и не доезжают.

Народная мудрость гласит: "Хорошо там, где нас нет". Часто излишне идеализированные и полуфантастические представления об Индии и Тибете рассеиваются, едва кто-то успеет там реально побывать. Институциональные восточные религии в итоге отказываются неким местным подобием РПЦ, а многочисленные "садху" - не лучше наших бомжей, большинство гуру - обыкновенные "бакшиш-бабЫ", а легендарные "практики и сиддхи" оказываются на поверку лишь искусными факирскими трюкачествами. Восток - это прежде всего базар, а на базаре всегда умеют "впаривать" свой товар. Азиаты готовы, если надо, превратить в товар и своих богов и культы ради денег западных "искателей истины" (а на самом деле чаще всего - оккультных знаний, йогических "сверхвозможностей" и просто экзотических впечатлений и ощущений). Для них это прежде всего бизнес. Поэтому там с каждым годом появляется всё больше ашрамов, центров и различных "мастеров", расчитанных именно на западного "искателя" и его деньги. С каждым годом всё больше индийцев выбирают для себя ремесло "бизнес-гуру" и, не дожидаясь, сами едут в Америку и Европу "учить" (небесплатно, естественно) и создавать всё новые ашрамы, центры и секты. Найти что-то подлинное и истинно духовное в этом базарном конгломерате довольно сложно. Да и настолько ли уж нужно тому, кто действительно ищет Бога, Истину, "Царство Божие и правду его"?

Лобанов С.В.

С форума «Шактизм», май 2004

 

Главная страница